вторник

Чешское стекло.

Возможно, самым известным экспортным товаром из Праги, начиная с 14 века, является прекрасная стеклянная посуда. Дутое стекло, которому придавалась соответствующая форма, применялось в изготовлении зеркал, питейной посуды и люстр, начали производить еще во времена господства Чарльза IV. Это техническое новшество скоро распространилось по всей Европе, но тайны изготовления чешского стекла хранились очень ревностно, поэтому оно всегда считалось самым превосходным.

В течение 15-ого столетия стекло стало достигать широкой публики. Из него стали изготавливать множество разных изделий, включая стаканы, вазы и шары. Позднее к этой технологии с помощью различных полезных ископаемых был добавлен цвет - марганец (розовый), железо (зеленый) и медь (красный). Обработка стекла алмазными инструментами и дополнительное художественное оформление золотом давало художникам по стеклу широкие возможности.


Веселых выходных!
«Веселых выходных!»

Чешское стекло
«Чешское стекло»

Хрустальная лилия
«Хрустальная лилия» автор iriskapervaja на Яндекс.Фотках

чешское стекло
«чешское стекло» на Яндекс.Фотках

Чешское стекло
«Чешское стекло»

Синий танец стекла
«Синий танец стекла»

Сравните производство и характерные особенности чешского и венецианского стекла!
Венецианское стекло смотрите здесь: http://venezia-amore-mia.blogspot.com


История чешского стекла, богемское стекло

Первое упоминание о чешских мастерах – стеклодувах относится еще ко второй половине XIII века. В начале XVI столетия в стране насчитывалось порядка 90 мастерских по производству стекла. В отличие от других европейских стран, где стекло считалось дорогостоящей редкостью, в Чехии оно уже тогда украшало не только дворцы, но и простые дома. Впрочем, говорить о мировой известности богемского стекла в ту пору было бы слишком смело.

Любопытно, что в Европе эпохи Возрождения особенно ценилось стекло из Венеции. Его экспорт был значительной частью доходов города

и секреты его изготовления тщательно охранялись. Но есть сведения, что нескольким мастерам все-таки удалось выехать из страны, вывезя с собой известные секреты стеклодувного производства. Точных упоминаний о том, добрался ли кто-либо из них до Чехии, нет, но факт остается фактом: изделия венецианских мастеров долгое время воспроизводились, можно сказать, копировались, их коллегами из Богемии.

Кроме того, в XVI веке в Чехию начали переселяться стекольных дел мастера из Саксонии. Стеклодувы переселялись целыми артелями, с семьями и помощниками и, разумеется, с собственными технологиями производства. Наибольшее число ремесленников работало в Чехии в провинции Богемия.

Знаменательной вехой в истории «богемского чуда», иначе - датой рождения, стал 1684 год, когда мастеру Мюллеру удалость выплавить стекло невиданной ранее чистоты и прозрачности. Так появилось на свет знаменитое богемское стекло, производство которого бурно прогрессировало на протяжении 2-х последующих веков. Эксклюзивные элитные изделия из богемского стекла стали занимать почетное место среди украшений многих королевских домов Европы. И если когда-то чешские мастера копировали изделия из Венеции, то теперь стеклодувы других стран стали подражать богемскому стеклу.

В конце XIX века стекольное производство Чехии одним из первых в мире перешло на газовое отопление плавильных печей. Важность этого нововведения трудно переоценить. Для приготовления высококачественной шихты (смеси кварцевого песка и химических элементов, из которой, собственно, при очень высокой температуре более 1000 градусов, и получается жидкая стекольная масса), требовалось огромное количество топлива, это была древесина из соседних лесов. Но со временем леса стали редеть, и поэтому производство стекла не могло расширяться так стремительно, как того требовал спрос. А вот газовое отопление способствовало не только расширению производства, но и значительному снижению себестоимости, причем не в ущерб качеству.

Отрадно, что современные производители добросовестно блюдут многовековые традиции.

Принято выделять 6 фаз по производству богемского стекла:

1. Огонь расплавляет сырье, превращает его в раскаленную стекломассу, в которую человек вдыхает форму. Стеклодув сначала набирает стекломассу из печи специальной трубкой и дутьем придает ей нужную форму.

2. Возникший баллон стеклодув помещает в деревянную влажную форму, которая представляет собой подобие «выкройки» будущего изделия.

3. Остывшее изделие освобождают из формы и передают шлифовальщику. Он осторожно прикладывает изделие к диску из карбокорунда или песчаника, чтобы получить линии, предписанные эскизом.

4. Далее изделие попадает в руки резчиков по стеклу. В результате их работы на стекле появляются декоры.

5. Некоторые изделия покрывает позолота, которая наносится с помощью кисточек различной мягкости. Золото не только подчеркивает края и простые линии, но и другие декоративные элементы после шлифовки и резки.

6. Следующая фаза – ручная полировка позолоченных площадей с помощью брусков из агата и гематита. Полученный блеск еще выразительнее подчеркивает красоту и пышность всего изделия.

Чешское стекло надо ставить на просвет, чтобы заставить его играть и искриться на солнце, выявить его прозрачность, глубокие переливы цвета, то сияние, которое составляет его прелесть и придает праздничность и нарядность интерьеру.

Чешские и словацкие заводы ежегодно производят десятки миллионов изделий из стекла, которые с успехом продаются по всему миру. Причина такого успеха - использование современных технологий и смелых дизайнерских решений. Все это обеспечивает высочайшее качество продукции, заключающееся в потрясающей чистоте и прозрачности, функциональности, грациозности форм и красоте.

www.ronex-m.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий