среда

История еврейской общины в Праге.

ПРА́ГА, столица Чехии (в 1918–92 гг. — Чехословакии). Самое раннее свидетельство о жизни евреев в Праге относится к 970 г. Но евреи и раньше приезжали в Прагу и, видимо, проживали в городе в течение некоторого времени. Летописец Козьма Пражский писал, что в 1091 г. в Праге существовала еврейская община. Прага как крупный торговый центр привлекала евреев, приезжавших сюда со всей Европы. Во второй половине 11 в. в Праге появились два квартала еврейских. Евреи Праги пострадали в 1096 г. от погрома, учиненного крестоносцами (см. Крестовые походы). Во время осады Пражского замка в 1142 г. древняя синагога и еврейский квартал были сожжены, и евреи поселились на правом берегу Влтавы.

До середины 14 в. еврейская община Праги была единственной в Богемии. После первого крестового похода евреи Праги, как и многих других европейских городов, стали «каммеркнехтами» (см. Германия). Они находились под охраной королевской власти и обязаны были за это платить налоги; они должны были жить только в особом квартале и могли заниматься только (см. Ссуда денежная) ростовщичеством. Королевские привилегии были даны евреям при Пржемысле I Отокаре в 1254 г. В Прагу переселялось много евреев из Германии, где их положение было намного хуже. Во второй половине 13 в. был основан новый еврейский квартал в Праге, а в 1270 г. было закончено строительство синагоги «Альтнойшул», старейшей из сохранившихся до настоящего времени синагог Европы. Тогда же община получила участок под кладбище за пределами городской стены.

В 12–13 вв. Прага была крупным центром еврейской учености, в ней жило несколько выдающихся тосафистов (см. Тосафот), самый известный из них Ицхак бен Моше (умер около 1250 г.). Городское население, задолжавшее евреям большие суммы денег, было настроено антиеврейски. В 1389 г. произошел погром, во время которого погибли почти все евреи Праги (следующий погром произошел в 1483 г., но он не был таким кровавым). Король Вацлав IV (правил в 1378–1419 гг.) в ответ на требования мещан аннулировал все долги христиан евреям. В годы гуситского движения (первая треть 15 в.) евреи в целом не пострадали. В этот период отношение королевской власти и городских верхов (нобилитета) к евреям было благосклонным, они обеспечивали защиту евреев от нападений городской черни. В начале 16 в. отношение к евреям изменилось. В 1501, 1507 и 1517 гг. горожане ходатайствовали перед королем об изгнании евреев из Праги (такие же требования выдвигались и в других городах Чехии). Евреев принудили в 1515 г. подписать соглашение с магистратом, по которому ни один еврей в Праге не мог быть подданным какого-либо магната, а только короля; евреи могли давать деньги взаймы только под залог вещей; торговая деятельность евреев была резко ограничена. Поскольку христианам разрешили заниматься ростовщичеством, многие евреи должны были искать новые занятия для получения средств к существованию. В 16 в. среди пражских ремесленников было много евреев, что вызывало резкие антиеврейские выступления ремесленников-христиан. Несмотря на это, численность евреев Праги росла и в 1541 г. составила 1,2 тыс. человек. Император Фердинанд I (1521/22–64) под давлением сословий был вынужден согласиться на высылку евреев из Чехии в 1542 г.; лишь немногим было разрешено остаться в Праге. Но уже в 1545 г., после поражения антигабсбургского восстания, в котором горожане играли активную роль, император разрешил евреям вернуться в Чехию.

В правление императора Максимилиана III (1564–76) и Рудольфа II (1576–1611) для евреев Праги наступил так называемой золотой век. Императоры даровали еврейской общине Праги автономию, право на свой штандарт (см. Флаг) и защищали торговые интересы евреев. Всем магистратам Чехии было предписано обеспечивать пражским купцам-евреям свободный доступ на ярмарки. В общине выделилась группа купцов, занимавшихся торговлей изделиями из золота и серебра. Некоторые из них, например, Мордехай Майзель (1528–1601), стали очень состоятельными людьми и много жертвовали на нужды общины.

В этот период в Праге процветала раввинская ученость. Наиболее видными ее представителями были Иом-Тов Липман бен Натан ха-Леви Геллер, Иеша‘яху бен Аврахам ха-Леви Горовиц, Иехуда Лива бен Бецалель (Махарал; согласно легенде — создатель пражского голема). Существовала крупная иешива. Еврейское население увеличилось, и по решению императорских властей, вопреки частым жалобам горожан на евреев, общине были предоставлены новые участки земли для расширения еврейского квартала. После поражения чешских повстанцев в битве у Белой горы (1620) евреи получили, несмотря на протесты магистрата, разрешение покупать дома за пределами еврейского квартала и передавать их по наследству. Однако последний год Тридцатилетней войны (1618–48) и эпидемия чумы нанесли еврейской общине Праги тяжелый ущерб. В 1648 г. многие евреи погибли при обороне города от шведских войск. В целом период правления императора Фердинанда III (1637–57) был благоприятным для евреев: в 1648 г. евреям Праги и всей Богемии (см. Чехословакия) были пожалованы большие привилегии. В 1648–49 гг. многие евреи из Польши и Украины бежали в Прагу от резни, учиненной отрядами Б. Хмельницкого.

Однако в 1651 г. император поддержал требование богемских властей, чтобы евреи заплатили специальный налог в восемь тысяч флоринов. Община Праги, ослабленная тяготами войны и чрезвычайными налогами на содержание императорских войск, не имела такой суммы; за неуплату власти арестовали ее раввина и старейшин.

В Праге, как и в других городах Богемии, во второй половине 17 в. было распространено учение Саббатая Цви. Небольшие кружки тайных саббатианцев существовали в Праге и после смерти лжемессии.

В 1670 г. в Праге поселились многие евреи, изгнанные из Вены. В 1680 г. около трех тысяч евреев умерло во время эпидемии чумы; в 1689 г. сгорел почти весь еврейский квартал. Католическая церковь активно разжигала юдофобские настроения и в 1694 г. спровоцировала в Праге кровавый навет. Распространение антиеврейских настроений, а также рост численности еврейского населения в основном за счет польских беженцев (в 1670 г. в Праге проживало свыше семи тысяч евреев, а в 1708 г. около двенадцати тысяч) побудили императора Леопольда I (1657–1705) принять ряд мер для ограничения численности евреев. Все приезжие евреи могли находиться в Праге не более шести недель и жить только в еврейском квартале. В 1727 г. были приняты законы, ограничившие право жительства евреев в Австрии и Богемии. В 1744 г. евреи пострадали во время штурма Праги прусскими войсками в ходе войны за австрийское наследство. Несмотря на преданность евреев Праги австрийскому престолу (евреи с разрешения раввинов участвовали в строительстве укреплений даже в Иом-Киппур), императрица Мария-Терезия (1740–80) указом от 18 декабря 1744 г. приказала всем евреям покинуть Прагу до конца января 1745 г., а в шестимесячный срок — всю Богемию (еврейское население Праги в это время составляло около 20 тыс. человек). Евреи Праги, а также правители ряда европейских государств просили отменить указ; Мария-Терезия согласилась только отсрочить его исполнение для евреев Праги (до 31 марта 1745 г.) и отменила для евреев остальной части Богемии. Но в 1748 г., уступив ходатайствам представителей местной власти, потерявших из-за изгнания евреев большие доходы, Мария-Терезия разрешила евреям вернуться в Прагу на десять лет и при условии уплаты ими в казну 409 тыс. флоринов; число еврейских семей, получивших разрешение на проживание в Праге, не должно было превышать 1147. Срок затем был продлен, а со временем власти перестали обращать внимание на это ограничение. В конце своего правления императрица даровала некоторые льготы ремесленникам-евреям.

В 16 в. – первой половине 18 в. евреи Праги имели полную общинную автономию. Они сами избирали руководство общины и раввина, которого потом утверждал император. Тяжбы между евреями разбирали еврейские суды. Совет еврейской общины Праги управлял внутренними делами общины, собирал подати, наблюдал за порядком. Прерогативы главного раввина Праги распространялись на всю Чехию. В 18 в. Прага вновь стала одним из главных центров еврейской учености в Европе благодаря деятельности ряда выдающихся мыслителей (Иехезкель бен Иехуда Ландау и другие).

Жизнь евреев Праги, как и всей Австрии, изменилась в годы правления Иосифа II. Его «Эдикт о терпимости» несколько смягчил ограничения для евреев. Но, с другой стороны, их общинная автономия была в значительной мере отменена. Императорский указ 1788 г. о распространении на евреев воинской повинности (см. Военная служба) вызвал в еврейских общинах ужас, и первый призыв 25 еврейских юношей Праги (1789) проходил в траурной обстановке.

В начале 19 в. въезд в Прагу евреев, не живших в ней ранее, был по-прежнему затруднен. Евреи могли поселиться в Праге только при освободившейся вакансии и при наличии большого капитала. Власти поощряли евреев-ремесленников, но их деятельность подвергалась мелочной регламентации. Евреи, создававшие новые предприятия, могли селиться за пределами еврейского квартала Праги; некоторые их них сыграли важную роль в развитии текстильной промышленности Чехии.

В 1841 г. был отменен закон, запрещавший евреям Праги владеть землей, в 1846 г. — особый налог на евреев. В 1852 г. было упразднено гетто Праги (в 1898 г. по решению пражского муниципалитета все здания еврейского квартала, не имевшие исторической или архитектурной ценности, были снесены). В 1867 г. евреи Праги, как и всей империи, получили полное равноправие.

В 1848 г. еврейская община Праги насчитывала около десяти тысяч человек. Несмотря на большую эмиграцию евреев в страны Западной Европы и в США и переезд многих из них в Вену, еврейское население Праги быстро увеличивалось, в основном за счет переселения евреев из небольших городов Чехии. В 1880 г. в Праге проживало 20 508 евреев, в 1890 г. — 23 473, в 1900 г. — 27 289, в 1910 г. — 29 107, в 1921 г. — 31 751. Во второй половине 19 в. – начале 20 в. евреи Праги играли большую роль в развитии промышленности, оптовой торговли, банковского дела. Много евреев было среди представителей свободных профессий и среди конторских служащих. В это время в Праге действовало несколько синагог, талмуд-тора, еврейский сиротский дом для мальчиков, общинная библиотека, еврейская больница, ряд благотворительных организаций. Эмансипация ослабила позиции ортодоксального иудаизма среди евреев Праги, большинство из них были сторонниками Хаскалы. Многие синагоги приняли реформистскую литургию (см. Реформизм в иудаизме).

В конце 19 в. – первой половине 20 в. среди евреев Праги был высок процент лиц с высшим образованием. В основном евреи Праги учились в немецком университете города. В 1900 г. в нем было 46,5% студентов-евреев (в чешском университете — только 1,6%). Евреи составляли значительную часть немецкоязычного меньшинства Праги. Они активно участвовали в деятельности немецких политических партий. Д. Ку (1818–79) был основателем Немецкой либеральной партии Чехии. Евреи Праги поддерживали тесный контакт с немецкой общиной города, так как немецкий язык (официальный язык австрийской власти) был для них родным. Однако стремительное развитие чешского национального движения, а затем и образование чехословацкого государства, постоянный приток в Прагу евреев из небольших городов и деревень Чехии, а также резкий рост антисемитских настроений среди немецкого населения Праги привели к значительному увеличению в первой половине 20 в. числа пражских евреев, говоривших по-чешски. В 1925 г. в немецком университете Праги 29,8% студентов были евреями, в чешском университете — 9,7%. К концу 19 в. увеличилось число евреев в чешских партиях — реалистов (которой руководил Т. Г. Масарик) и социал-демократов. А. Мейснер (умер в 1952 г.) и Л. Винтер (1876–1935) впоследствии вошли в состав правительства Чехословацкой республики.

В начале 20 в. в так называемом Пражском кружке писателей-экспрессионистов, создававших свои произведения в основном на немецком языке, было много евреев: О. Баум (1883–1941), М. Брод, Ф. Вельч, Ф. Верфель, Ф. Кафка, П. Леппин (1878–1945), Л. Перуц (1884–1957), В. Хаас (1891–1973), Ф. Яновиц (1892–1917), Э. Киш. В Праге жили братья И. М. и Ф. Лангер, писавшие по-чешски. История и легенды евреев Праги часто были темами произведений чешских писателей и художников.

В годы существования Чехословацкой республики среди евреев Праги усилились ассимиляторские (см. Ассимиляция) тенденции. Крестившихся было немного, но во время переписей населения многие евреи объявляли себя вне какой-либо религии. Процент браков смешанных в Праге был одним из самых высоких в Западной Европе. В 1920–30-х гг. сионисты (см. Сионизм) наиболее активно участвовали в жизни еврейской общины города. Под их руководством в 1918 г. в Праге был создан Еврейский национальный совет, лидер которого Л. Зингер (1876–1931) стал в 1929 г. депутатом парламента. Сионисты избирались в муниципальный совет Праги. В 1933 г. в Праге состоялся 18-й Сионистский конгресс. В 1920–30-х гг. в городе существовали различные сионистские союзы и объединения: три ложи Бней-Брит, женские организации, юношеские движения, студенческие клубы, спортивные организации, общинный центр. Из четырех еврейских еженедельников, выходивших в Праге, три были сионистские. После создания Чехословацкой республики пригороды вошли в состав Праги, но их еврейские общины не захотели присоединиться к городской общинной организации. В это время в Праге действовали Общество по распространению еврейских знаний, Еврейский музей, Еврейское историческое общество, начальная школа-пятилетка с преподаванием на чешском языке, многочисленные благотворительные учреждения и ассоциации. Большинство еврейских организаций Чехословакии имело штаб-квартиры в Праге.

С 1935 г. в Праге стали селиться беженцы из Германии, а в 1938 г. — из Австрии и из оккупированных частей Чехословакии. Когда немецкие войска 15 марта 1939 г. заняли Прагу, еврейское население города составляло около 56 тыс. человек. 22 июня 1939 г. рейхспротектор Богемии и Моравии К. фон Нойрат приказал организовать Центральное бюро по эмиграции евреев — «Централштелле», фактическим руководителем которого был А. Эйхман (см. Эйхмана процесс). Первоначально деятельность бюро распространялась только на евреев Праги, а с 16 февраля 1940 г. — на евреев всего Протектората. В начале оккупации еврейские организации продолжали заниматься благо­творительской деятельностью и готовить молодежь к эмиграции. При содействии Палестинского бюро в Праге 19 тыс. евреев удалось легально и нелегально покинуть Чехословакию.

В начале Второй мировой войны все известные евреи Праги были арестованы и отправлены в Бухенвальд. Различные антиеврейские меры, такие, как лишение права на собственность, запрет на религиозную, культурную и любую другую публичную деятельность, увольнение из школ и некоторых сфер профессиональной деятельности, запрет пользоваться общественным транспортом и телефоном, коснулись евреев Праги в гораздо большей степени, чем жителей провинции. Нацисты вынудили руководителей общины составлять списки евреев, подлежащих депортации, и гарантировать их явку на сборные пункты. За попытку замедлить депортацию лидеры общины были уничтожены в Маутхаузене. С 6 октября 1941 г. по 16 марта 1945 г. из Праги в Терезиенштадт (см. Терезин) и другие лагеря уничтожения были депортированы 46 067 евреев, многие из них погибли. Немцы создали в Праге «Тройхандштелле» (Бюро попечительства над оставленной евреями собственностью и имуществом). Это бюро использовало под склады 54 здания, принадлежавшие евреям, в том числе 11 синагог (ни одна из них не пострадала). По предложению еврейских ученых «Централштелле» (см. выше) организовало доставку в Прагу еврейских обрядовых предметов из 153 еврейских общин; целью бюро было создание «Музея исчезнувшего народа».

В мае 1945 г. еврейская община Праги была восстановлена; в городе возобновил деятельность Совет общин Чехословакии. В 1946 г. в Праге проживало 10 338 евреев, из которых 1396 не были депортированы немцами (в большинстве случаев из смешанных семей), 227 скрывались в Праге, остальные вернулись из концлагерей и из чехословацкой армии. Конец еврейской общинной жизни в Праге положил приход к власти коммунистов в 1948 г. К 1950 г. половина еврейского населения Праги репатриировалась в Израиль или уехала в другие страны. Процесс Сланского привел к усилению антисемитизма. Большинство евреев Праги подверглось преследованиям; до 1964 г. им запрещалось эмигрировать из страны. Средства, принадлежавшие общине (около ста тысяч крон), были конфискованы, благотворительные учреждения поставлены под контроль государства. Антиеврейская политика властей привела к прекращению всякой религиозной деятельности; не соблюдались обряды, в том числе бар-мицва. С 1964 по 1984 гг. в Праге не было раввина.

Начавшаяся в 1965 г. либерализация режима и, в особенности, «пражская весна» 1968 гг. пробудили надежды на возобновление еврейской жизни в городе, но ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 г. положил им конец. Лишь в 1984 г. в Праге вновь появился раввин, выпускник Будапештской раввинской семинарии Д. Майер (родился в 1958 г.). После падения коммунистического режима (осень 1989 г.) при поддержке новых властей началось восстановление еврейской общины Праги. Регулярно проводятся богослужения; действует ряд религиозных и общественных организаций (в том числе сионистских). В Праге работает Еврейский музей, включающий несколько синагог (где хранятся обрядовые предметы; см. выше), средневековое кладбище и другие объекты; это один из самых интересных еврейских музеев мира (см. Музеи. Еврейские музеи в Европе).

Источник: Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/13302

0 коммент.:

Отправить комментарий